Системы вентиляции применяются для поддержания чистоты воздуха в производственных помещениях и местах проживания людей, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Основным свойством вентиляции является устранение вредных выделений в помещениях, которыми являются: избыточное тепло и влага, различные газы и пары вредных веществ, а также пыль и смог.
Вентиляторы ВЦП 7-40, ВР 6-45, ВР 100-45, ВР 140-40, ВЦП 140-40, ВРП 115-45, ВРП 122-45 – это воздуходувные машины среднего давления одностороннего всасывания, перемещающие воздух по воздуховодам систем кондиционирования и вентиляции, осуществляющие прямую подачу или отсасывание воздуха их помещения, служат для работы с запыленными воздушными и газовоздушными средами и могут применяться в системах вентиляции общего назначения, а также в составе технологических установок различного назначения.
Вентилятор-улитка пылевой центробежный радиальный одностороннего всасывания среднего давления левого и правого вращения является важнейшим элементом аспирационных систем деревообрабатывающих цехов, металлообрабатывающих производств, текстильной промышленности, для эффективного воздухообмена на крытых производственных площадях.
Пылевики радиального типа применяются в системах пылеочистных/пневмотранспортных установок, аспирации, кондиционирования, приточно-вытяжной вентиляции и отопления помещений различного назначения. Поскольку вентиляторы для аспирации пылевоздушных смесей способны развивать достаточно высокое давление, то возможно их универсальное применение как в системах вентиляции общего назначения, так и в качестве элемента технологических линий, где техпроцессом предусмотрено перемещение неагрессивных газовоздушных сред, например: для отбора запыленного воздуха при производстве цемента и железобетонных конструкций, удаления хлопка и шерсти на текстильных производствах, удаления древесной и металлической стружки, шлама, пыли и опилок из зоны резания дерево- и металлообрабатывающих станков, удаление пыли и шлаков при сварочном производстве, очистки воздуха на станциях перегруза/линиях пневмотранспорта сыпучих мелкодисперсных материалов, на конвейерных линиях, элеваторах, транспортирования зерна и его отходов, при производстве круп, при производстве строительных вяжущих веществ, лакокрасочной продукции, а также в других производственных и санитарно-технических целях.
Стандартные пылевые радиальные вентиляторы служат для перемещения или удаления воздуха и химически нейтральных невзрывоопасных неабразивных пылегазовоздушных потоков с максимальной температурой перемещаемого воздуха +80°С с концентрацией пыли и других механических твердых примесей в количестве не более 0,6 кг/м3 (600 г/м. куб.) без липких веществ и волокнистых материалов (для стандартного исполнения с покрывным диском).
Предельная плотность загрязненности пылью и прочими примесями с содержанием волокнистых веществ в рабочем воздухе составляет 1000 г/м. куб. (1 кг на 1 м3) для изделия без покрывного диска (опционально).
Пылевой центробежный вентилятор среднего давления наиболее часто применяется в следующих отраслях промышленности :
- деревообработка: мебельные цеха, лесозаготовительные предприятия, цеха по производству пиломатериалов;
- металлообработка: помещения, в воздухе которых может содержаться металлическая пыль (слесарные мастерские, сварочные посты);
- производственные помещения, в воздухе которых постоянно или часто содержатся мелкие твердые частицы (заводы стройматериалов, целлюлозные и текстильные фабрики, кондитерские цеха, фармацевтические цеха, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции).
Такие устройства должны устанавливаться в зонах без постоянного пребывания людей.
По заказу вентиляторы промышленные пылевые могут комплектоваться гибкими вставками, виброизоляторами, частотными преобразователями.
Типоисполнения
В зависимости от диаметра рабочего колеса, производится 8 типоразмеров вентиляторов:
- № 2,5 (250 мм)
- № 3,15 (315 мм)
- № 4 (400 мм)
- № 5 (500 мм)
- № 6.3 (630 мм)
- № 8 (800 мм)
- № 10 (1000 мм)
- № 12,5 (1250 мм)
В зависимости от расположения выходного патрубка на спиральном корпусе и направления вращения рабочего колеса различают два вида вентиляторов:
- с правым направлением вращения (Пр) - рабочее колесо вращается относительно привода по часовой стрелке при виде со стороны всасывания.
- с левым направлением вращения (Лев) - рабочее колесо вращается относительно привода против часовой стрелки при виде со стороны всасывания.
Улитка пылевика ВЦП 7-40, ВР 6-45, ВР 100-45, ВР 140-40, ВЦП 140-40, ВРП 115-45, ВРП 122-45 правого и левого вращения спирально-поворотная, изготавливается с различными углами разворота корпуса, которые измеряются в градусах.
Стандартное исполнение имеет шесть позиций углового наклона относительно фундаментной рамы. Угол может составлять от 0° до 315° с шагом 45°.
Поэтому в маркировке пылевых вентиляторов всегда необходимо указывать информацию о направлении вращении колеса и угле разворота корпуса, например:
Вентилятор ВЦП 7-40 №6,3 схема 1 (11кВт*1500об/мин) Пр90 правого вращения, угол разворота 90 градусов.
Варианты вращения и разворота не влияют ни на стоимость данных агрегатов, ни на их аэродинамические характеристики.
При изменении вращений и углов разворота меняются только габаритные размеры изделия и пространственное положение нагнетающего патрубка, что облегчает монтаж и упрощает подключение устройств к системам воздуховодов.
По конструктивному исполнению центробежные пылевые вентиляторы делятся на две схемы присоединения привода к рабочему колесу (два исполнения):
- Исполнение 1 (схема 1) – напрямую - рабочее колесо напрессовано на вал электродвигателя – прямой привод
- Исполнение 5 (схема 5) - корпус и электродвигатель расположены на единой несущей раме, рабочее колесо соединено с двигателем клиноременной передачей, которая передает крутящий момент.
№№ 2,5; 3,15; 4 – изготавливаются по 1-му конструктивному исполнению.
№№ 5; 6,3 - изготавливаются по 1-му и 5-му конструктивным исполнениям.
№№ 8; 10; 12,5 – также изготавливаются по 1-му и 5-му конструктивным исполнениям.
Аспирационные вентиляторы могут иметь рабочие колеса двух видов в зависимости от перемещаемых сред:
- «Вариант -1» - с первым вариантом рабочего колеса с покрывным диском применяются для удаления пылегазовоздушных смесей, не содержащих волокнистые вещества и предназначены для перемещения стружки, опилок, пыли, зерна и пр., т.е. для стандартных рабочих сред, изготавливается и поставляется по умолчанию.
- «Вариант-2» - со вторым вариантом рабочего колеса без покрывного диска устанавливаются в помещениях, где в воздухе присутствует незначительное количество волокнистых примесей: хлопок, шерсть, вискоза и др., согласовывается при заказе.
Варианты исполнений по материалам
В зависимости от функционального назначения и условий эксплуатации (защиты от окружающей и перемещаемой среды) радиальные пылевые вентиляторы могут быть общепромышленными, коррозионностойкими и взрывозащищенными, которые производятся из разных металлов.
В общепромышленном исполнении проточная часть пылевых вентиляторов ВЦП 7-40, ВР 6-45, ВР 100-45, ВР 140-40, ВЦП 140-40, ВРП 115-45, ВРП 122-45 выполнена из низкоуглеродистой стали обычного качества.
Если рабочая среда содержит агрессивные, химически активные по отношению к «черным» сталям компоненты, то следует сделать выбор в пользу вентиляторов ВЦП7-40К1, ВР6-45К1, ВР100-45К1, ВР140-40К1, ВЦП140-40К1, ВРП115-45К1, ВРП122-45К1 в коррозионностойком исполнении (проточная часть производится из нержавейки или алюминия).
На предприятиях, где в рабочей среде возможно наличие взрыво- и пожароопасных компонентов, разрешены к применению только вентиляторы ВЦП7-40В1 (Р), ВР6-45В1 (Р), ВР100-45В1 (Р), ВР140-40В1 (Р), ВЦП140-40В1 (Р), ВРП115-45В1 (Р), ВРП122-45В1 (Р) во взрывозащищенном варианте.
Возможно изготовление пылевых радиальных вентиляторов ВЦП7-40ВК1, ВР6-45ВК1, ВР100-45ВК1, ВР140-40ВК1, ВЦП140-40ВК1, ВРП115-45ВК1, ВРП122-45ВК1 в смешанном исполнении - взрывозащищенных коррозионностойких.
Вся линейка взрывозащищенных вентиляторов ВЦП7-40В1 (Р), ВР6-45В1 (Р), ВР100-45В1 (Р), ВР140-40В1 (Р), ВЦП140-40В1 (Р), ВРП115-45В1 (Р), ВРП122-45В1 (Р) оснащается взрывозащищенными электродвигателями.
Во взрывозащищенном исполнении производятся только по схеме 1 (исполнение 1).
Индекс |
Назначение и материалы |
(П) |
Пылевые, общепромышленные, общего назначения, материал - углеродистая сталь |
К1 |
Пылевые, коррозионностойкие, общего назначения, материал – нержавеющая сталь |
ПВ1 |
Пылевые, взрывозащищенные, исполнение из разнородных металлов, материал – углеродистая сталь, латунь |
ПВК1 |
Пылевые, взрывозащищенные, исполнение из разнородных металлов, коррозионностойкие, материал – нержавеющая сталь, латунь |
Особенности и преимущества
- Среднего давления
- Назначение: системы вентиляции, технологические установки
- Одностороннего всасывания
- Конструктивное исполнение корпуса: спиральный поворотный одностороннего всасывания
- Лопатки рабочего колеса – загнутые вперед
- Количество лопаток рабочего колеса – 6
- Варианты направление вращения – правое, левое
- Производительность от 730 до 25000 м3/ч
- Надежная конструкция, простота эксплуатации, неприхотливость
- Изготавливаются с прямым приводом (схема 1) и с приводом через клиноременную передачу (схема 5)
Эксплуатационные данные
Вентиляторы должны эксплуатироваться при температуре окружающей среды от минус 40°С до плюс 40°С (до плюс 45°С для тропического исполнения), в условиях умеренного (У) и тропического (Т) климата, 2-й и 3-й категорий размещения. При защите двигателя от прямого воздействия солнечного излучения и атмосферных осадков для умеренного климата – 1-й категории размещения согласно ГОСТ 15150-69.
Агрегаты устанавливаются за пределами зон длительного пребывания людей.
При выборе приводного электродвигателя следует учитывать его климатическое исполнение и категорию размещения, соответствующие условиям эксплуатации оборудования
Параллельно работы нескольких вентиляторов без регулирующих элементов сети не рекомендуется.
Температура перемещаемой среды должна составлять от -10°С до +80°С.
Изделия должны эксплуатироваться согласно отраслевым Правилам безопасности, регламентирующим применение вентиляторов во взрывоопасных зонах.
Вентиляторы должны эксплуатироваться в климатических условиях, предусмотренных нормативно-технической документацией и на режимах, соответствующих рабочему участку (по ГОСТ 10616) аэродинамической характеристики.
Среднеквадратическое значение виброскорости от внешних источников в местах установки вентиляторов не должно превышать 2 мм/с.
Структура условного обозначения вентилятора центробежного пылевого ВЦП 7-40, ВР 6-45, ВР 100-45, ВР 140-40, ВЦП 140-40, ВРП 115-45, ВРП 122-45
ВЦП 7-40 |
6,3 |
К |
1 |
ПР |
0° |
У2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1— Вентилятор радиальный пылевой
2— Номер по ГОСТ 10616-90
3— Материальное исполнение
4— Конструктивное исполнение
5— Направление вращения рабочего колеса
6— Положение корпуса
7— Климатическое исполнение и категория размещения
Значение радиального биения рабочего колеса, измеренное на внешних кромках лопаток, должно быть в пределах полей допусков 14-го квалитета по ГОСТ 25346.
Значение осевого биения рабочего колеса, измеренное на внешних кромках лопаток, не должно превышать удвоенной величины радиального биения.
Среднеквадратические значения виброскорости, измеренные в области переднего и заднего подшипниковых щитов электродвигателя, не должны превышать 6,3 мм/с.
Аэродинамические характеристики при нормальных атмосферных условиях согласно ГОСТ 5976 соответствуют приведенным в паспорте на изделие.
Допускаемые отклонения:
- максимального полного КПД - минус 5 %;
- полного давления - ± 5 %;
- производительности по воздуху - минус 10%;
- по величине потребляемой мощности - + 10 %;
Принцип действия вентилятора данной марки основан на передаче механической энергии от вращаемого электродвигателем рабочего колеса потоку газопаровоздушной смеси путем аэродинамического воздействия на него лопатками колеса для придания потоку поступательного движения.
Вентилятор ВЦП, ВР, ВРП состоит из следующих частей:
- спиральный корпус (улитка),
- рабочее лопастное колесо,
- коллектор (диффузор),
- станина (рама, или опорный постамент),
- привод (асинхронный электродвигатель).
Вентиляторы серии ВЦП 7-40, ВР 6-45, ВР 100-45, ВР 140-40, ВЦП 140-40, ВРП 115-45, ВРП 122-45 представляют собой центробежные (радиальные) устройства среднего давления одностороннего всасывания со спиральным кожухом в виде улитки с расположенной внутри крыльчаткой радиального типа с 6-тью лопатками, загнутыми в сторону вращения – правое или левое. Поток воздуха или газа, поступающий во вращающееся рабочее колесо, попадает в канал между его лопатками, и изменяет направление движения с осевого на радиальное. Поток двигается в радиальном направлении к периферии колеса, сжимается и под действием центробежной силы отбрасывается в спиральный кожух и далее направляется в выходное отверстие.
Вентилятор центробежный развивает большее давление, в отличие от осевого, поскольку единице объема перемещаемого воздуха сообщается энергия, при переходе от радиуса входа, к радиусу выхода рабочего колеса.
Лопатки рабочего колеса могут быть выгнутыми вперед или назад (в сторону, противоположную вращению). Кроме того, учитывая различные области применения и требования к мощности оборудования, наряду с выпуском стандартных изделий с односторонним всасыванием выпускаются вентиляторы и двухстороннего всасывания.
Пылевые радиальные воздуходувные устройства имеют моноблочную конструкцию, - на сварной единой несущей раме из металлопроката – опорном постаменте собраны корпус - улитка (спиральный кожух, вращающийся и изменяющий направление напорного патрубка относительно опорной поверхности), рабочее колесо (крыльчатка) и электропривод, за счет которого рабочее колесо приводится во вращение.
Корпус и рабочее колесо выполнены из толстостенной углеродистой стали с полимерным порошковым покрытием.
Опорный постамент, при помощи которого вентилятор ВЦП фиксируется на несущем основании, выполняется путем сварки из низкоуглеродистого стального проката. При монтаже следует применять виброизоляционные опоры (пружинные или резиновые) для снижения шумов и вибраций от работающего привода и вращающегося колеса.
Крыльчатка производится как с ребордами (когда в рабочей среде не допускаются слипающаяся пыль и волокна), так и без реборд (для возможности работы с воздухом, содержащим незначительное количество волокнистых материалов и липкой пыли).
Спирально-поворотный корпус - улитка вентилятора ВЦП 7-40, ВР 6-45, ВР 100-45, ВР 140-40, ВЦП 140-40, ВРП 115-45, ВРП 122-45 позволяет выставить его под удобным углом при монтаже. Входной цилиндрический патрубок находится соосно рабочей крыльчатке и является заборным. Выхлопной патрубок прямоугольного сечения установлен по касательной к корпусу. При монтаже можно провернуть корпус изделия таким образом, чтобы его выхлопной патрубок стал под удобным углом к воздуховоду (шаг углового смещения составляет 45 градусов).
Асинхронный электродвигатель питается от сети переменного тока 380В, 50Гц. В зависимости от варианта сборки привод может фиксироваться фланцем на корпусе (колесо с лопатками насажено прямо на ротор двигателя), либо присоединяться лапами к раме (вращающий момент в этом случае передается через клиноременную передачу).
Вентиляторы пылевые отгружаются в полностью собранном виде с электродвигателем и предназначены для стационарной установки на плоской поверхности или раме крепления к стене. Для снижения вибраций, передаваемых от агрегата вцп к системе воздуховодов следует устанавливать агрегат на виброизоляторы или анкерные болты. Для соединения с воздуховодом на улитке имеются патрубки с фланцами, круглый и квадратный. Присоединение к вентиляционной сети может быть прямым через металлический переход или через гибкие вставки соответствующего типоразмера.
Указания мер безопасности при монтаже и эксплуатации
Установка данного электрооборудования должна осуществляться согласно требованиям «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ). Все подвижные выступающие части вентилятора должны быть ограждены. В условиях эксплуатации следует систематически производить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт изделий согласно порядку и срокам проведения данных работ, указанных в эксплуатационной документации. Особое внимание необходимо обращать на зазоры между рабочим колесом и корпусом, на состояние рабочего колеса, его износ, на повреждение лопаток, надежность фиксации колеса на валу, на состояние заземления вентилятора и двигателя.
Вентилятор и электродвигатель должны быть заземлены согласно требованиям ГОСТ 12.2.007.0. Значение сопротивления между заземляющим болтом (винтом, шпилькой) и каждой доступной прикосновению металлической токоведущей частью изделия, которая может оказаться под напряжением, не должно превышать 0,1 Ом в соответствии с ГОСТ 12.2.007.0.
Вибрация, которая создается агрегатом на рабочем месте, не должна превышать значений, установленных ГОСТ12.1.012. Уровни шума, создаваемые устройством на рабочем месте, не должны превышать значений, указанных в ГОСТ 12.1.003. В случае превышения указанных значений конструкцией вентиляционных систем должны быть предусмотрены средства его снижения до значений, нормированных ГОСТ 12.1.003.
Воздуховоды должны быть оснащены устройством, предотвращающим от попадания в вентилятор посторонних предметов.
При испытаниях, наладке и работе устройств всасывающее и нагнетательное отверстия должны быть ограждены таким образом, чтобы предотвратить травмирование людей.
Обслуживание и ремонт изделия разрешается выполнять только после отключения его от электросети и полной остановки вращающихся частей.
Во всех случаях работник, включающий устройство, должен заранее принять меры по прекращению всяких работ по обслуживанию (ремонту, очистке и др.) вентилятора и его двигателя и оповестить персонал о пуске.
Монтаж
Монтаж должен производиться согласно отраслевым Правилам безопасности, регламентирующим использование вентиляторов во взрывоопасных зонах.
Перед монтажом оборудования следует выполнить внешний осмотр. В случае выявления повреждений, дефектов, полученных по причине неправильной транспортировки и хранения, ввод изделий в эксплуатацию без согласования с заводом-изготовителем запрещается. В целях предотвращения разбалансировки, запрещается демонтаж вращающихся частей без согласования с заводом- изготовителем.
Подключается электродвигатель согласно схеме, изображенной на внутренней стороне крышки коробки выводов электродвигателя, с соблюдением всех рекомендаций Руководства по эксплуатации электродвигателя, а также Правил устройства и эксплуатации электроустановок и типовых Инструкций по охране труда при эксплуатации электроустановок.
При монтаже необходимо:
- осмотреть вентилятор, воздуховоды (при их наличии);
- убедиться в легком и плавном (без касаний и заеданий) вращении рабочего колеса.
- проверить затяжку болтовых соединений. Особое внимание обратить на крепление рабочего колеса на валу двигателя и самого двигателя;
- проверить соответствие напряжений питающей сети значениям, указанным на двигателе, заземлить вентилятор и двигатель;
- проверить сопротивление изоляции двигателя согласно его документации. При необходимости двигатель просушить;
- заземлить двигатель и корпус;
- проверить надежность присоединений токопроводящего кабеля к зажимам коробки выводов.
Вентилятор размещается в намеченном проекту месте и закрепляется.
Перед началом монтажа необходимо проверить готовность места монтажа, в которое должен быть установлен вентилятор. Перед его монтажом требуется выполнить внешний осмотр узлов. Замеченные повреждения, полученные в результате неправильной транспортировки и хранения, устранить.
Сборка и крепление оборудования к фундаменту должны обеспечивать необходимую прочность, предотвращающую их деформацию и смещение.
До начала монтажа необходимо произвести:
- осмотр вентилятора, двигателя и выверку места их установки и фундамента под монтаж согласно проектной документации;
- проверку сопротивления изоляции двигателя и затяжки болтовых соединений (присоеднение двигателя и корпуса вентилятора к станине или фундаменту, рабочего колеса навалу привода, корпусов подшипников и др.);
- проверку осевого и радиального зазоров между рабочим колесом и коллектором;
- проверку качества резиновых упругих элементов виброизоляторов.
В случае выявления повреждений, некомплектности поставки вентиляторов их ввод в эксплуатацию запрещается, при этом составляется акт-рекламация, который направляется организации-изготовителю или поставщику.
Приточные вентиляторы следует размещать в местах, где отсутствует попадание в систему вентиляции взрывоопасных паров, газов, пыли во всех режимах работы производства.
На вентиляторы местных отсосов устанавливаются блокировки, исключающие пуск и работу конструктивно связанного с ними технологического оборудования при неработающем устройстве.
Виброизоляторы следует монтировать таким образом, чтобы нагрузка на каждый виброизолятор распределялась равномерно.
При установке устройств в условиях действующих взрывоопасных производств требуется использовать инструмент, приспособления и оснастку, предотвращающие возможность искрообразования.
Воздуховоды со стороны нагнетания и со стороны всасывания соединяются с вентилятором посредством мягкой вставки. Соединение должно обеспечивать герметичность.
Вентилятор и воздуховоды должны составлять замкнутую электрическую цепь.
Посредством анкеров данное оборудование монтируется на перекрытия зданий. В качестве опоры применяется сварная рама. Между рамой и перекрытием, по желанию заказчика, могут быть проложены виброизоляторы, уменьшающие степень вибрации и шума. Монтаж изделий не следует выполнять в зонах постоянного пребывания людей и в обслуживаемых помещениях.
Пуск
Перед пуском следует проверить наличие пускозащитных устройств (ПЗУ), соответствие настройки теплового реле номинальному току обмотки электродвигателя.
Не рекомендуется применять изделие при отсутствии пускозащитных устройств (ПЗУ), либо их несоответствии номинальному току обмотки электродвигателя.
Перед пуском требуется осмотреть вентилятор, воздуховоды (при их наличии), монтажную площадку, проверить отсутствие внутри посторонних предметов и оповестить персонал о пуске агрегата.
При пуске агрегата и в ходе его работы все действия на воздуховодах и у самого агрегата (осмотр, очистка) следует остановить.
Закрыть дросселирующее устройство (направляющий аппарат, заслонку, клапан и т.п.);
Не разрешается осуществлять пуск вентилятора без подключения к воздуховодной сети или с открытым дросселирующим устройством.
Для проверки работоспособности установленного устройства следует выполнить пробный пуск. Путем кратковременного включения двигателя проверить направление вращения, в случае необходимости изменить направление вращения переключением фаз на клеммах двигателя.
Включить двигатель, после достижения номинальной частоты вращения постепенно открывать дросселирующее устройство до достижения расчетных параметров устройства; измерить ток в каждой обмотке электродвигателя: ток не должен превышать номинальное значение, указанное на шильде (заводской табличке) электродвигателя или в его паспорте.
Необходимо исключить превышение номинального значения токов обмоток электродвигателя Inom для применяемого напряжения питающей сети, указанного на маркировочной табличке электродвигателя.
Проверить работу устройства в течение часа.
Необходимо сразу выключить электродвигатель при обнаружении посторонних стуков и шумов, а также повышенной вибрации, чрезмерном нагреве двигателя или других признаках ненормальной работы. Повторный пуск производится только после устранения замеченных неполадок по разрешению завода-изготовителя.
При отсутствии дефектов вентилятор включается в нормальную работу.
Эксплуатация и техническое обслуживание
Для поддержания работоспособности и безопасности необходимо регулярно проверять функционирование и состояние оборудования с помощью специалистов эксплуатации или специализированной фирмы. Такие проверки рекомендуется документировать.
Уменьшать установленный объем и изменять периодичность технического обслуживания запрещено.
Эксплуатация устройств производится согласно требованиям отраслевых Правил безопасности, регламентирующих использование вентиляторов во взрывоопасных зонах.
Вентилятор требуется немедленно остановить в случаях:
- появления стуков, ударов и вибрации в вентиляторе, двигателе;
- превышения допустимой температуры узлов пылевика и двигателя;
- трещин в фундаменте;
- утечки газов или паров из вентилятора или воздуховода.
При остановке устройства по причине разбалансировки рабочего колеса перед его пуском нужно проверить состояние вала и подшипников.
Исправность и работу оборудования должен проверять эксплуатационный персонал не реже одного раза в смену с занесением результатов проверки в сменный журнал. Эксплуатация устройств с нарушением условий запрещена.
При наличии в перемещаемой среде конденсата следует своевременно сливать его в закрытую дренажную систему.
При работе агрегатов требуется контролировать наличие смазки и температуры в подшипниках.
При возникновении критического отказа или аварии, эксплуатирующий персонал должен немедленно отключить и обесточить оборудование, и сообщить о данном инциденте в сервисную службу либо на завод-изготовитель, а также в соответствующие службы.
С целью обеспечения надежной и эффективной работы изделия и повышения его долговечности требуется выполнять комплекс работ, обеспечивающих его нормальное техническое состояние.
Установлены следующие виды технического обслуживания (ТО) при простое оборудования:
- первое техническое обслуживание ТО-1 через 3 месяца;
- второе техническое обслуживание ТО-2 через 12 месяцев;
Все виды работ выполняются по графику вне зависимости от технического состояния изделия и заносятся в журнал по эксплуатации.
Уменьшение установленного объема и изменение периодичности технического обслуживания радиально-центробежных вентиляторов не рекомендуется.
Эксплуатацию и техническое обслуживание необходимо выполнять персоналом соответствующей квалификации.
При первом техническом обслуживании ТО-1 осуществляются следующие работы:
- внешний осмотр изделий для выявления механических повреждений;
- контроль состояния рабочего колеса;
- проверка состояния заземления вентилятора и электродвигателя.
- проверочный пуск на 30 минут (не более).
При втором техническом обслуживании ТО-2 выполняются следующие работы:
- весь комплекс работ, предусмотренных техническим обслуживанием ТО-1;
- проверка состояния и крепления крыльчатки с двигателем к корпусу;
- осмотр внешних лакокрасочных покрытий (если они есть) и, если потребуется, их обновление;
- очистка внутренней полости вентилятора и крыльчатки от загрязнений;
Все регламентные работы по техническому обслуживанию должны заноситься в журнал.
Обслуживание промежуточной подшипниковой опоры (ППО) для схемы исполнения №3, №5
Одним из главных условий долгой и безотказной работы ППО является качество смазки подшипников, поэтому в случае появления признаков утечки масла требуется немедленно определить причину утечки, устранить неисправность и залить новое масло в картер ППО.
Поскольку в картере ППО накапливаются продукты износа подшипников и посторонние примеси, требуется обязательно периодически осуществлять полный слив и замену масла в ППО даже при отсутствии признаков убыли масла. Интервал между заменами масла зависит от условий эксплуатации ППО, но не должен превышать шести месяцев.
Контроль уровня масла в картере производится следующим образом:
- вывернуть болт М20 из заливного отверстия в верхней части ППО;
- вывернуть болт-пробку из контрольного отверстия М10 сливного узла в днище картера;
- заливать масло через заливное отверстие в объеме, соответствующем норме;
- дождаться прекращения вытекания масла через отверстие сливного узла, завернуть с уплотнением болт-пробку М10 и пробку заливного отверстия М20.
В процессе эксплуатации масло из картера практически не расходуется и его хватает на весь интервал времени между заменами масла, поэтому проверка уровня масла требуется только в тех случаях, когда замечена течь масла через пробки в картере или через манжетные уплотнения.
Замена масла в картере ППО выполняется следующим образом:
- вывернуть болт М20 из заливного отверстия ППО;
- вывернуть болт-пробку М10 из сливного узла в днище картера;
- вывернуть сливной узел (резьба М20) из днища картера и слить масло, предварительно подставив снизу емкость для сбора старого масла (объем масла – до 7литров);
- закрутить с уплотнением сливной узел, оставив открытым отверстие М10;
- заливать масло через заливное отверстие до тех пор, пока оно не начнёт переливаться через отверстие в маслосливной пробке (требуемый объем масла – до 6,8–7,0 литров);
- дождаться прекращения вытекания масла через отверстие сливного узла, завернуть с уплотнением болт-пробку М10 и пробку заливного отверстия М20.
Смазка подшипников электродвигателя выполняется согласно «Руководству по эксплуатации электродвигателя».
Разборка ППО без демонтажа рабочего колеса (РК) вентилятора ВЦП 7-40:
- слить масло из картера ППО.
- открутить болты крепления ППО к раме вентилятора и «вывесить» ППО посредством такелажных приспособлений таким образом, чтобы она не опиралась на раму (предполагается, что полумуфта или шкив сняты с заднего конца вала, и освобождено пространство, требуемое для «стаскивания» картера с вала в сторону привода).
- пометить взаимное расположение картера, корпусов подшипников и крышек корпусов.
- вывинтить болты М8 крепления крышки переднего (ближнего к РК) корпуса подшипника.
- вывинтить болты М8 крепления корпусов переднего и заднего подшипников к картеру.
- снять корпус заднего подшипника, а затем картер сторону, противоположную РК (возможно, при помощи съемника), не допуская при этом перекоса продольной оси картера относительно вала.
- стянуть корпус переднего подшипника с наружной обоймы подшипника в ту же сторону.
- снять стопорное кольцо переднего подшипника в сторону свободного конца вала.
- стянуть передний подшипник с вала в ту же сторону при помощи съёмника.
- снять с вала переднюю крышку корпуса подшипника с манжетным уплотнением.
- извлечь задний подшипник из корпуса.
- извлечь манжетные уплотнения из крышек корпусов подшипников.
Перечень стандартных изделий, применяемых в ППО ф48Ц, ф60Ц, ф75Ц, а также нормы заливки масла в картер
Диаметр вала ППО, мм |
38 – 48 |
60 |
75 |
|||
Наименование изделия |
Тип |
Количество |
Тип |
Количество |
Тип |
Количество |
Подшипник шариковый сферический самоустанавливающийся |
2310 |
2 шт. |
2312 |
2 шт. |
2315 |
2 шт. |
Стопорное кольцо ГОСТ 13942-86 или DIN471 |
на вал 50мм |
1 шт. |
на вал 60мм |
1 шт. |
на вал 75мм |
1 шт. |
Манжета армированная тип 2 |
50х68х10 |
1 шт. |
60х85х10 |
1 шт. |
75х110х10 |
1 шт. |
53х68х10 |
1 шт. |
63х85х10 |
1 шт. |
85х110х10 |
1 шт. |
|
Кольцо резиновое (внутренний диаметр х толщина), мм |
110х4 |
4 шт. |
130х4 |
4 шт. |
160х4 |
4 шт. |
Масло моторное полусинтетическое |
SAE 10W40 |
0,150л |
SAE 10W40 |
0,200л |
SAE 10W40 |
0,250л |
Требования к установке изделий в систему вентиляции
Аэродинамические характеристики, указанные в Паспорте, получены на аэродинамическом стенде со свободными входным и выходным сечениями пылевого вентилятора. При установке его в вентиляционную систему, для получения заявленных характеристик следует соблюдать определенные условия:
- рекомендуется перед устройством оставлять прямой участок длиной не менее 3 диаметров крыльчатки, либо (в случае отсутствии места) применять всасывающий карман. Также желательно оставлять прямой участок не менее 1,5 диаметров рабочего колеса после вентилятора.
- рекомендуется при ограниченных габаритах на входе и выходе потока устанавливать поворотные участки с большим радиусом закругления. Необходимо применять направляющие профили в «тесных» условиях.
Возможные неисправности, критические состояния их вероятные причины и способы устранения перечислены далее в таблице.
Основные неисправности и способы их устранения
Неисправность |
Вероятная причина |
Признаки |
Способ устранения |
Вентилятор не обеспечивает паспортных значений давления или производительности |
Аэродинамическое сопротивление сети не соответствует рабочей точке вентилятора |
Ток двигателя превышает номинальное значение, скорость вращения ниже паспортной |
Увеличить сопротивление вентиляционной сети. |
Увеличены зазоры между крыльчаткой и входным патрубком |
Выставить зазоры в пределах допусков |
||
Неправильное направление вращения рабочего колеса |
Изменить фазировку двигателя |
||
Вентилятор не обеспечивает паспортных значений давления или |
Утечка в системе воздуховодов |
|
Герметизировать воздуховоды |
Засорение воздуховодов |
Очистить воздуховоды |
||
Производительность вентилятора больше требуемой |
Недостаточное сопротивление сети |
|
Установить дросселирующие элементы |
Перегрев двигателя |
Ток двигателя выше номинального из-за чрезмерного момента сопротивления на валу |
|
Обеспечить номинальный режим работы вентилятора |
Неисправность двигателя |
Различие значений тока в обмотках, уменьшение сопротивлений между обмотками или корпусом |
Заменить двигатель |
|
Повышенная вибрация вентилятора |
Не сбалансировано рабочее колесо |
Наличие повреждений, износа колеса, |
Произвести балансировку |
Налипание грязи на крыльчатку |
Очистить колесо |
||
Ослабление резьбовых соединений |
|
Затянуть резьбовые соединения |
|
Износ подшипников |
Наличие характерных шумов в подшипниковых опорах |
Заменить подшипники |
|
Близость частоты вращения колеса к частотам собственных колебаний системы вентилятор - фундамент |
Уровень вибрации каких-либо элементов конструкции превышает уровень вибрации корпуса двигателя |
Увеличение жесткости конструкции или использование виброизоляторов |
|
Повышенный уровень шума в вентиляторе или сети |
Отсутствие амортизирующих вставок между фланцами и воздуховодами на входе или выходе вентилятора |
|
Установить мягкие вставки |
Ослаблены крепления |
|
Обеспечить жесткое закрепление элементов, затянуть резьбовые соединения. |
Транспортирование и хранение
Агрегаты можно перевозить без ограничения расстояний автомобильным, железнодорожным, речным и морским транспортом согласно правилам, действующим на указанном виде транспорта.
В процессе транспортировки оборудования следует избегать ударов и толчков
Транспортировка по железной дороге осуществляется на платформах, в полувагонах и в вагонах.
При перемещении изделий железнодорожным транспортом размещение и фиксация грузов в ящичной упаковке и неупакованных должны осуществляться согласно «Техническим условиям погрузки и крепления грузов».
В зависимости от размеров и массы изделия можно перевозить в собранном или в разобранном виде.
Изделия должны храниться в условиях, где исключается их механическое повреждение. Условия хранения вентиляторов должны обеспечивать их защиту от прямых атмосферных воздействий в соответствии с ГОСТ 15150-69.
Все механически обработанные и неокрашенные поверхности оборудования должны быть покрыты антикоррозионным составом, обеспечивающим хранение и транспортирование изделий по ГОСТ 9.014.
В случае выявления повреждений или дефектов, полученных при неправильных транспортировке и хранении, ввод машины в эксплуатацию без согласования с изготовителем запрещается.
Ресурсы и сроки службы
Назначенные показатели срока службы
Наименование показателя |
Норма |
Назначенный ресурс до капитального ремонта, ч, не менее |
18500 |
Назначенный срок службы, год, не менее |
6 |
Гамма - процентный ресурс до капитального ремонта, ч, не менее |
4650 |
Гамма - процентная наработка до отказа, ч, не менее |
1950 |
Гарантийная наработка, ч, не менее |
8000 |
Назначенный срок хранения, лет |
10 |
Параметры предельных состояний
Не разрешается дальнейшая эксплуатация изделий при следующих признаках:
- температура поверхности приводного электродвигателя превышает предельную температуру его класса нагревостойкости (150°С);
- скрежет подшипникового узла электродвигателя;
- задевание рабочего колеса о корпус;
- рабочий ток электродвигателя превышает номинальный.
Утилизация оборудования согласно ГОСТ 52107-03 и ГОСТ 30773-01 код ОЭСР R4
Маркировка
На каждом вентиляторе в месте, доступом обозрению, фиксируется табличка, изготовленная согласно требованиям ГОСТ 12971, ТР ТС 012/2011, ГОСТ 31441.1-2011 и чертежа.
При поставке на внутренний рынок, табличка выполнена на русском языке и включает в себя следующие сведения:
- наименование изготовителя;
- обозначение типа оборудования;
- год изготовления оборудования;
- серийный номер;
- единый знак обращения продукции на рынке государств–членов Таможенного союза, согласно п.1 ст. 7 ТР ТС 012/2011;
- товарный знак предприятия изготовителя;
- частоту вращения рабочего колеса, об/мин;
- мощностью приводного электродвигателя, кВт;
- обозначение технических условий;
- направление вращения рабочего колеса;
- типоразмер;
- материальное исполнение;
При поставке на экспорт табличка выполняется на языке, оговоренном в Контракте на поставку и содержит, кроме вышеперечисленного, надпись "Made in Russia".
На корпусе устройств стрелкой указано направление вращения рабочего колеса. На рабочее колесо стрелка наносится в тех случаях, когда оно транспортируется отдельно или вентилятор транспортируется в разобранном виде.
Изображение места нанесения и способ выполнения транспортной маркировки согласно ГОСТ 14192.
Комплект поставки
В комплект поставки включены:
- вентилятор пылевой в сборе – 1 штука;
- паспорт – 1 экземпляр.
В комплект поставки на экспорт включены:
- вентилятор в сборе – 1 штука;
- техническая и товаросопроводительная документация на продукцию, выполненная согласно требованиям Контракта.
Оснащать устройство дополнительными комплектующими не требуется, если это не оговорено при заказе.
Упаковка
Агрегаты транспортируют в упаковке или без упаковки в зависимости от способа транспортировки и района поставки.
При перемещении железнодорожным и автомобильным транспортом изделия могут упаковывать в тару в условиях, обеспечивающих их сохранность.
При транспортировании воздушным, водным или смешанным железнодорожно- водным транспортом устройства должны упаковываться в ящики, выполненные в соответствии с ГОСТ 2991 или ГОСТ 10198. Для районов Крайнего Севера и труднодоступных районов упаковка должна соответствовать ГОСТ 15846.
Укрупненные узлы агрегатов, не требующие защиты от механических повреждений и атмосферных воздействий, транспортируют без упаковки.
Укрупненные узлы вентиляторов, требующие защиты от атмосферных воздействий, упаковывают согласно ГОСТ 15846.
Сопроводительная документация должна быть помещена во влагонепроницаемую упаковку.
Для осуществления заказа радиально-центробежных пылевых вентиляторов необходимо написать нам через форму сайта или на email, либо позвонить на указанный номер телефона на сайте. Наши специалисты проконсультируют Вас по любым техническим вопросам и помогут подобрать необходимое Вам оборудование.